МБОУ "СШ №3" 
г.Нижневартовск
  • ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА И НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМЫ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ ОТ НАСИЛИЯ И ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ

    ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА И НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМЫ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ ОТ НАСИЛИЯ И ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ

     

        Необходимым составным элементом системы защиты детей от жестокого обращения и пренебрежительного отношения к их нуждам и интересам в современном обществе являются законодательные нормы. Они гарантируют обеспечение прав ребёнка и предусматривают наказание лиц, виновных в совершении действий, представляющих опасность для жизни и здоровья детей и нарушающих или ограничивающих их права и свободы.

        Государственная политика в интересах детей всегда являлась приоритетной областью деятельности органов государственной власти во многих странах, будучи основанной на таких ведущих принципах, как законодательное обеспечение прав ребенка; государственная поддержка семьи в целях обеспечения полноценного воспитания детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе; ответственность должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда [21, с. 20].

    Законодательная база и нормативно-правовое обеспечение системы защиты детей и подростков от насилия и жестокого обращения содержит:

    1. Перечень законов государственного и локального уровня: О насилии и жестоком обращении (определение, о сообщении, о расследовании, об изъятии детей из ситуации, о принудительном обучении-лечении насильника); Об опеке и попечительстве; Об обязательности сообщения; Об оказании помощи.
    2. Ведомственные акты, приказы и распоряжения: О межведомственном взаимодействии; О деятельности СМИ; О проведении профилактической работы.

    Уровень международного права. Нормы международного права, ратифицированные Российской Федерацией:

     Конвенция ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989 года, ратифицированная Союзом (Россией как правоприемницей) 15 сентября 1990 года.

    Уровень федеральных органов власти.

    Конституция РФ  

    В ст. 17 главы 2 признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, в ст.38 главы 2 декларируется, что детство находится под защитой государства.

    Семейный кодекс от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 03.08.2018).

    В ст. 54 главы 11 ребенком признается лицо, не достигшее возраста 18 лет, каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. Ребенок имеет право на воспитание своими родителями, обеспечение своих интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.

    Ст. 56 главы 11 устанавливает право ребенка на защиту своих прав и законных интересов. Защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), а в случаях, предусмотренных Семейным кодексом, органом опеки и попечительства, прокурором и судом. Несовершеннолетний, признанный в соответствии с законом полностью дееспособным до достижения совершеннолетия, имеет право самостоятельно осуществлять свои права и обязанности, в том числе право на защиту.

    В этой же статье установлено право ребенка на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих). При нарушении прав и законных интересов ребенка, в том числе при невыполнении или ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребенка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребенок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении 14 лет – в суд.

    Должностные лица и иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребенка.

    В этой же главе предусмотрены другие права ребенка: на общение с родителями и другими родственниками; право ребенка выражать свое мнение; право ребенка на имя, отчество и фамилию; имущественные права ребенка.

    Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 29.07.2018), предусматривает ужесточение наказания за преступления, совершаемые над несовершеннолетними, и специальные статьи за жестокое обращение над детьми. В соответствии со статьей 156 неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогом или другим работником образовательного, воспитательного, лечебного либо иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним, наказывается штрафом в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда (далее – МРОТ) или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без этого [18, с. 960].

    Кодекс РФ об административных правонарушениях перечисляет виды правонарушений по вопросам нарушения прав несовершеннолетних и определяет наказания за них. В частности:

    Ст. 5.35 за неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних предусматривает предупреждение или наложение административного штрафа в размере от одного до пяти

    МРОТ;

    Ст. 5.36 ч.1 за нарушение руководителем учреждения, в котором находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, либо должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления порядка или сроков предоставления сведений о несовершеннолетнем, нуждающемся в передаче на воспитание в семью (на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью) либо в учреждение для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, а равно предоставление заведомо недостоверных сведений о таком несовершеннолетнем предусматривает наложение административного штрафа в размере от 10 до 15 МРОТ;

    Ст. 5.36 ч.2 за совершение руководителем учреждения, в котором находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, либо должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления действий, направленных на укрытие несовершеннолетнего от передачи на воспитание в семью (на усыновление (удочерение), под опеку (попечительстве) или приемную семью) либо в учреждение для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, предусматривает наложение административного штрафа от 20 до 30 МРОТ;

    Ст. 5.37 за незаконные действия по усыновлению (удочерению) ребенка, передаче его под опеку (попечительство) или в приемную семью предусматривает наложение административного штрафа на граждан в размере от 10 до 25 МРОТ; на должностных лиц – от 40 до 50 МРОТ;

    Ст. 6.10 ч.1 за вовлечение несовершеннолетнего в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ предусматривает наложение административного штрафа в размере от пяти до 10 МРОТ;

    Ст. 6.10 ч.2 за те же действия, совершенные родителями или иными законными представителями несовершеннолетних, а также лицами, на которых возложены обязанности по обучению и воспитанию несовершеннолетних, предусматривает наложение административного штрафа в размере от 15 до 20 МРОТ. Федеральные законы Российской Федерации

    • Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
    • Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
    • Федеральный закон от 16 апреля 2001года № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей»;
    • Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 18.04.2018) «О средствах массовой информации» а также в информационно-телекоммуникационных сетях указанной в части шестой статьи 4 настоящего Закона информации в части, относящейся к несовершеннолетнему потерпевшему от преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности, допускается в предусмотренных пунктами 1 - 3 части четвертой настоящей статьи.

         Указ Президента Российской Федерации

    • Указ Президента РФ от 01.06.2012 N 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы», Концепцией долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ. Одной из самых опасных проблем является насилие над детьми. Значительная часть преступлений против жизни, здоровья и половой неприкосновенности детей совершается в семье, а также лицами, обязанными по закону заботиться о ребенке.

    Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации:

    • Постановление ГД ФС РФ  ГД ФС РФ от 03.07.2018 N 4337-7 ГД

    «О проекте Федерального закона  № 388776-7 "О Внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части совершенствования механизмов борьбы с преступлениями против половой неприкосновенности несовершеннолетних».

    • Пленума        Верховного   Суда   РФ      от        14.11.2017      N         44

    «О практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с защитой прав и законных интересов ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью, а также при ограничении или лишении родительских прав».

    • Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2014 N 1618-р «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года» действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. N 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы", Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ.
    • Распоряжение Правительства РФ от 06.03.2013 N 313-р «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности» Государственной программы в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537, главными направлениями государственной политики на долгосрочную перспективу определены усиление роли государства в качестве гаранта безопасности личности, прежде всего детей.
    • Распоряжение Правительства РФ от 08.03.2017 N 410-р «Об утверждении Национальной стратегии действий в интересах женщин на 2017 - 2022 годы».
    • Распоряжение Правительства РФ от 06.07.2018 № 1375-р «Об утверждении плана основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства» о составе Координационного совета при Правительстве Российской Федерации по проведению в Российской Федерации Десятилетие детства и проект положения об указанном Координационном совете.

    В целях совершенствования государственной политики в сфере защиты детства, учитывая результаты, достигнутые в ходе реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, 2018 - 2027 годы объявлены в Российской Федерации Десятилетием детства. План включает 131 позицию, структурированную по 15 разделам, среди которых «Повышение благосостояния семей с детьми», «Обеспечение безопасности детей», «Здоровый ребенок», «Всестороннее образование – детям», «Культурное развитие детей», «Безопасный детский отдых», «Доступный детский туризм», «Безопасное информационное пространство для детей», «Ребенок и его право на семью» и другие.

    Законы субъектов Российской Федерации

    • Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 10 июля 2009 г. №109-оз «О Мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «Об основных

    гарантиях             прав             ребенка             в             Российской            Федерации» в Ханты-

    Мансийском автономном округе – Юрге», установлены меры по содействию физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей и предупреждению причинения им вреда на территории ХМАО – Югры.

    • Закон Ханты-Мансийского автономного округа – Югры  от  09.06.2009  №  85-ОЗ  «Об  Уполномоченном по  правам ребенка в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре».
    • Распоряжение от 21 апреля 2014 года № 87-р «О порядке формирования и ведения единого банка данных семей и детей, проживающих в Ханты-Мансийском автономном Округе – Югре, находящихся в социально опасном положении»

     (в редакции распоряжения Заместителя Губернатора ХМАО Югры от 01.09.2015 N 172р).  

    Со вступлением в силу Закона в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре от 10 июля 2009 года N 109-оз «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» в ХантыМансийском автономном округе – Югре» была организована профилактическая работа, направленная на соблюдение требований данного закона: разработан алгоритм межведомственного взаимодействия по исполнению данного закона; в образовательных организациях города, в учреждениях, подведомственных департаменту культуры, молодежной политики  

    У большинства нормативно-правовых документов, принятых в Российской Федерации и защищающих детей от жестокого обращения в семье, существует один большой недостаток. Почти все они направлены в основном на ликвидацию последствий насилия. Законы начинают действовать, когда вред ребенку уже нанесен.

    К тому же, в нашей стране представители многих государственных учреждений и организаций, специалисты, признанные оказывать помощь детям, пережившим насилие, как, впрочем, и сами жертвы, и родители, плохо осведомлены о законах, напрямую связанных с данной проблематикой. Поэтому необходимо информировать детей и родителей о действующих законах, направленных на защиту детей от насилия в семье. Знание юридической стороны проблемы жестокого обращения с детьми и пренебрежения их нуждами и интересами позволит максимально верно и эффективно действовать, предупреждая и ликвидируя такие явления в обществе [35, с.140].

    Как видим, государственная политика в области детства призвана обеспечить полноценное физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и социальное развитие ребенка в соответствии с нормами Конституции Российской Федерации и международными обязательствами. Недостатком российского законодательства проявляется в отсутствии специализированного закона о предотвращении насилия над детьми в Российской Федерации. Кроме того, Законы России направлены на ликвидацию последствий насилия, а не на его предотвращение, что могло бы снизить количество случаев жестокого обращения с детьми в семье. 

     

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie