МБОУ "СШ №3" 
г.Нижневартовск

Клуб ответственного родительства

Что такое ответственное родительство?

Компоненты ответственного родительства 

Семья — один из шедевров природы.

Д. Сантаяна

    Наши дети — это наша старость. Правильное воспитание — это наша счастливая старость, плохое воспитание — это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед страной.

   М. Монтескье сказал: «Законы воспитания — это первые законы, которые встречает человек в своей жизни».

  Будущее наших детей напрямую зависит от нас, взрослых - родителей и педагогов и того, с какой долей ответственности мы подойдем к вопросу их воспитания. Понятие «воспитание» включает в себя несколько аспектов. Это взаимодействие семьи и школы в духовно-нравственном воспитании детей, и здоровье наших детей, и роль отца в воспитании детей, и многое другое.

Что такое ответственное родительство? 

      Следует исходить из того, что ответственный родитель – это не то же самое, что родитель добрый или заботливый. Понятие «добрый» характеризует эмоциональную сторону отношения с ребенком. Добрый родитель может, к примеру, будучи расположенным к ребенку, предоставлять ему высокую степень самостоятельности, что в некоторых случаях равнозначно забвению многих важных сторон его жизни. В категорию заботливых родителей входят, как правило, те, кто уделяют ребенку повышенное внимание, следят за его здоровьем, за тем, чтобы ребенок «был не хуже других», но при этом недостаточно занимаются развитием его характера, духовной жизни. 

   Ответственное родительство – это, прежде всего, сбалансированность разных сторон воспитания, высокая степень доверия в отношениях с ребенком, способность и желание поддерживать его материально, но не в ущерб его образованности, развитию его личностных качеств. Необходимо принимать во внимание тот факт, что ответственное родительство – это не состояние, а процесс или, если быть более точным, сумма процессов, протекающих в разных направлениях.

Ключевыми компонентами ответственного родительства являются следующие:

    1.Коммуникативный. Родитель регулярно должен общаться с ребенком, находитЬся в курсе его интересов и предпочтений. Родитель готов делить с ребенком некоторые из его интересов, а также в разумных пределах влиять на них, корректировать. 

    2.Эмоциональный. Родитель не просто общается с ребенком, но и сопереживает ему. Он готов выслушать ребенка, говорить на важные для него темы, выступая в роли советчика или помощника. Эмоциональное взаимодействие предполагает ответную реакцию ребенка, его желание открыться родителю, обсудить с ним свои проблемы, рассказать ему о своих переживаниях.

    3. Нормативный. Полноценная социализация ребенка, усвоение им социальных норм и правил - принятых в обществе предписаний и табу. В этом направлении родитель выступает для ребенка как эксперт, имеющий полноценный взрослый опыт взаимодействия с социальными институтами – опыт, которого у ребенка нет, и как пример для подражания. 

  1. Экономический. В обществе, где велика доля бедных или околобедных слоев, материальное обеспечение зачастую вырастает в проблему, затмевающую собой все остальные. Ребенка необходимо достойно одевать, у него должны быть карманные деньги. В ряде случае необходимо оплачивать обучение детей, которое в нынешнем российском обществе все чаще становится платным. 
  1. Охранительный. Одной из самых важных задач родителя является сохранение и укрепление здоровья ребенка и самой его жизни. Это также весомая задача, если учесть, что в российском обществе здравоохранение в целом и забота о детях, в частности во все большей степени становятся тоже платными. 
  1. Духовный. В условиях смены ценностных ориентиров важно, чтобы ребенок оказался способным усвоить базовые жизненные ценности, одинаково важные для обществ любого типа – жизнь, здоровье, семья, культура страны и общества, в котором он живет. Передача базовых ценностей зачастую оказывается более сложной проблемой, чем, к примеру, охрана здоровья ребенка. Даже находясь в семье, ребенок находится под влиянием мощных информационно - ценностных потоков, не всегда согласующихся с родительскими наставлениями, – телевизионной рекламы, группы сверстников, интернета и других агентов социализации. Мировой опыт изучения жизни людей показывает, что воспроизводство базовых ценностей может стать управляемым процессом, но это происходит только в том случае, если в сохранении духовного наследия заинтересовано общество в целом. А это значит, что именно от родительского сообщества, которое является большинством в нашей стране, должен исходить социальный заказ государству на то, какие базовые ценности и каким образом мы будем их передавать детям.

    Ответственное родительство, с одной стороны, предполагает предоставление ребенку свободы выбора с другой – строгость, умение ставить запреты и ограничивать действия ребенка в тех ситуациях, когда это необходимо.

   Ответственное родительство складывается в результате постоянного взаимодействия, коммуникации между родителями и ребенком. При этом, чтобы подобное взаимодействие приводило к формированию действительно ответственного родительства, родители должны руководствоваться, в первую очередь, не своими собственными интересами, желаниями или потребностями, а интересами и потребностями самого ребенка как личности.

   В связи с этим ответственное родительство подразумевает наличие такого важного качества, как понимание интересов ребенка. Иначе говоря, ответственные родители – это родители, обладающие особой родительской компетенцией, то есть пониманием того, что на данном возрастном этапе или в данной жизненной ситуации нужно их ребенку. 

Притча «Разумное воспитание»

     Однажды к мудрецу пришла молодая крестьянка и спросила:

- Учитель, как следует мне воспитывать сына: в ласке или в строгости? Что важнее?

- Посмотри, женщина, на виноградную  лозу — сказал мудрец.

- Если ты не будешь ее обрезать, не станешь, из жалости, отрывать лишние побеги и листья, лоза одичает, и ты, потеряв контроль над ее ростом, не дождешься хороших и сладких ягод.

    Но если ты затенишь ее, укроешь от ласки солнечных лучей и не станешь заботливо поливать ее корни каждый день, она совсем засохнет.

     Лишь при разумном сочетании и того, и другого тебе удастся вкусить желанных плодов». 

      Ритуалы, которые нравятся детям

  • Перед уходом в школу получить объятие родителей и напутственное слово или жест, в котором будет маленькая тайна взрослого и ребенка.
  • Придя из школы рассказать о своих удачах и проблемах и получить слова поддержки и участия за чашкой чая.
  • В выходной день обсудить прожитую неделю и ее значение для детей и родителей.
  • Посидеть в сумерках при свечах с мамой и папой.
  • На ночь услышать доброе пожелание.
  • В свой день рождения получать сюрпризы и устраивать их для других членов семьи.
  • Вместе с мамой готовить к празднику, печь и украшать торт, а с папой просто поговорить по душам.
  • Посидеть с мамой и папой, взявшись за руки во время своей болезни и попросить у них любимую еду или что-то такое, чего очень давно хотелось.

                  Памятка для родителей «Правила эффективного общения взрослого и ребенка»

  1. Беседуйте с ребенком дружелюбно, в уважительном тоне. Для того, чтобы воздействовать на ребенка, вы должны научиться сдерживать свой критицизм и видеть позитивную сторону общения с ребенком. Тон, которым вы обращаетесь к ребенку, должен демонстрировать уважение к нему как к личности.
  2. Будьте одновременно тверды и добры. Выбрав способ действия, вы не должны колебаться. Будьте дружелюбными и не выступайте в роли судьи.
  3. Снизьте контроль. Избыточный контроль над детьми обычно требует особого внимания взрослых и редко приводит к успеху. Более эффективным является спокойное планирование способа действия.
  4. Поддерживайте ребенка. Взрослый может поддержать ребенка, признавая его усилия и вклад, равно как и достижения, а также демонстрируя, что понимает его переживания, когда дела идут не очень хорошо. В отличие от награды поддержка нужна даже тогда, когда ребенок не достигает успеха. Чтобы поддержать ребенка, необходимо опираться на его сильные стороны, избегать подчеркивания промахов, показывать, что вы уверены в ребенке.
  5. Имейте мужество. Изменение поведения требует терпения. Если какой-то подход окажется неудачным, не нужно отчаиваться, следует остановиться и проанализировать переживания и поступки, как ребенка, так и свои. В результате в следующий раз вы будете лучше знать, как поступить в подобной ситуации.
  6. Демонстрируйте взаимное уважение, доверие к ребенку, уверенность в нем и уважение к нему как к личности.

Памятка «Законы родительской истины»

Уважаемые родители, пусть эти законы помогут вам состояться в качестве родителей. Постарайтесь следовать им в самых трудных ситуациях, любите своего ребенка и дорожите его любовью к вам!

Закон 1. Дорожите любовью своего ребенка. Помните, от любви до ненависти только один шаг, не делайте необдуманных шагов. 

Закон 2. Не унижайте своего ребенка. Унижая его самого, вы формируете у него умение и навык унижения, который он сможет использовать по отношению к другим людям. Не исключено, что ими будете вы. 

Закон 3. Не угрожайте своему ребенку. Угрозы взрослого порождают ложь ребенка, приводят к боязни и ненависти. 

Закон 4. Не налагайте запретов. В природе ребенка дух бунтарства. То, что категорически запрещено, очень хочется попробовать, не забывайте об этом. 

Закон 5. Не опекайте своего ребенка там, где можно обойтись без опеки; дайте возможность маленькому человеку самостоятельно стать большим. 

Закон 6. Не идите на поводу у своего ребенка, умейте соблюдать меру своей любви и меру своей родительской ответственности. 

Закон 7. Развивайте в себе чувство юмора. Учитесь смеяться над своими слабостями. Разрешайте своему ребенку смеяться вместе с вами. Учите своего ребенка смеяться над собой! Это лучше. Чем если над ним будут смеяться другие люди. 

Закон 8. Не читайте своему ребенку бесконечные нотации, он их просто не слышит! 

Закон 9. Будьте всегда последовательны в своих требованиях. Хорошо ориентируйтесь в своих «да» и «нет». 

Закон 10. Не лишайте своего ребенка права быть ребенком. Дайте ему возможность побыть озорником и непоседой, бунтарем и шалуном. Период детства весьма скоротечен, а так много нужно успеть попробовать, прежде чем станешь взрослым. Дайте возможность своему ребенку быть им во время детства, иначе период детства будет продолжаться и в его взрослой жизни. Это может обернуться серьезными последствиями и для вашего ребенка, и для вас, родители!

Презентация семейного клуба

Положение об организации семейного клуба «Гармония»

Памятка «Как воспитать ребенка успешным?»

Презентация "Юридическая ответственность родителей за воспитание и образование своих детей"

Презентация "Ответственное родительство: шаг за шагом к здоровой благополучной семье"

Памятка "РОДИТЕЛЬСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ - это  по-взрослому"

Памятка "Ответственное родительство- залог успешности ребенка"

Памятка для детей и подростков "Ребёнок имеет право на жизнь без НАСИЛИЯ"

Памятка "Простые правила общения с детьми"

Памятка "Избегайте жестокого обращения с детьми"

Мотивы (doc.,pdf)

Памятка "Осторожно электронные сигареты"

Памятка "Осторожно энергетические напитки"

Памятка "Профилактика суицидов"

Памятка "Профилактика жестокого обращения"

Памятка "Открытое окно - опасность для ребенка"

Памятка "Что делать родителям если потерялся ребенок"

Памятка "Профилактика употребления детьми ПАВ"

Памятка "Профилактика уходов из дома"

Методические рекомендации  для родителей "Родителям о психологической безопасности детей и подростков"

Закон "Об ограничении розничной продажи лицам, не достигшим возраста 18-ти лет, электронных система доставки никотина и жидкостей для электронных систем доставки никотина в ХМАО-Югре" от 28.03.2019г. №21-оз

Советы родителям от психолога "Как помочь детям подготовиться к ГИА"

Социальные ролики Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации по пропаганде ценностей семьи, ребенка, ответственного родительства